Бизнес-кейсы

«Где деньги, Лебовски?»: драматичная история бейсболиста-геймера

IT/разработка Технологии/изобретения

Вложил в создание игры 50 миллионов долларов, получил поддержку от властей США и – всё про… потратил не туда. Лютая драма из игровой индустрии.
Сфера бизнеса: #IT #игроваяиндустрия #gamedev
Предприниматель: Курт Шиллинг
Возраст, когда начинал: #40
Как начинал: #вкомпании
Страна и год: США, 2006 год
Стартовый капитал: 50 000 000 долларов

Слишком много подарков

В 2006 году бейсболист Курт Шиллинг решил бросить бейсбол и основал студию Green Monster Gaming с единственной целью: сделать новую MMO (англ. massively multiplayer online game). Шиллинг сам увлекался онлайн-играми и мечтал когда-нибудь сделать нечто подобное. Идею поддержали известный писатель в жанре фэнтези Роберто Сальваторе и художник Тодд МакФайрлейн.

Шиллинг арендовал офисное помещение площадью 30 тысяч квадратных футов в Мейнарде, штат Массачусетс. Игровой проект получил рабочее название Project Copernicus. Саму студию он назвал 38 Studios, по номеру на своей бейсбольной футболке.
Логотип студии
Курт хорошо умел вдохновить команду и с легкостью шел на общение с рядовыми сотрудниками. Кроме того, бейсболист потратил 2,5 миллиона долларов на нужды студии. К 2008 году он обеспечил команду из 60 сотрудников медстраховкой, бесплатными абонементами в спортзалы, на Рождество они получили новенькие ноутбуки, а один из сотрудников — щенка, когда скончался его любимый ротвейлер. Ещё Шиллинг потратил более 700 тысяч долларов на «путешествия и развлечения» — стараясь обеспечить всех личным транспортом и сотовыми телефонами.

Несмотря на любовь к сотрудникам и неформальное общение, неопытность лидера студии становилась всё заметнее.

«Трудно почувствовать себя частью начинающей студии, когда вокруг так сорят деньгами», —
бывший сотрудник студии.

Дайте денег

Всё это во многом затруднило привлечение новых средств. Попытки заинтересовать инвесторов в Массачусетсе не возымели успеха. Бостонская Spark Capital отметила, что вкладываться в Project Copernicus слишком рискованно потому, что руководство сорит деньгами, при том что в компании отсутствуют опытные разработчики MMO.
Скриншот из игры (во время разработки)
Сам же Курт ни на секунду не сомневался в успехе и не замечал растущих проблем.

Так продолжалось до 2010 года — в котором, по изначальному плану, и должен был выйти Project Copernicus, но не срослось. Шиллинг нашёл спасение у властей штата Род-Айленд. Губернатор штата Карчьери планировал создать новые рабочие места и оживить технический сектор Род-Айленда. Заручившись поддержкой исполнительного директора Корпорации экономического развития (КЭР) Кейта Стоукса, он получил 125 миллионов долларов на экономическое развитие. Ещё через месяц после сделки КЭР при поддержке Карчьери предложила компании Шиллинга ссуду в 75 миллионов долларов на завершение проекта – при условии, что тот создаст достаточно рабочих мест в Род-Айленде.

К 2011 году компания должна расширить штат на 250 сотрудников и получить 25.5 миллионов столь необходимых ей средств. Шиллинг, преисполненный веры в светлое будущее, надеялся, что студия успешно переедет в Род-Айленд к середине 2011 года.

Это провал

Расширение штата компании прошло успешно, и поначалу всё было хорошо, но затем начались проблемы. Шиллинг признал, что ничего не соображал в игровой разработке, из-за чего его требования нередко противоречили друг другу. Кроме того, Шиллинг продолжал сорить деньгами, и при этом разработчики не понимали, в каком направлении развивать Project Copernicus. В какой-то момент Курт забеспокоился, что его MMO получается какой-то унылой и непонятной.

Шиллинг отказывался признать провальность Project Copernicus и не хотел останавливать разработку. Руководители высшего звена 38 Studios пытались поднять этот вопрос, но он все время отмахивался от обсуждений.

К лету 2012 года компания медленно шла ко дну. Сотрудники продолжали работать, но зарплату уже задерживали, а Шиллинг безуспешно пытался найти новые источники финансирования. Он обращался к корейским издателям MMO и даже Take-Two Interactive, но ничего не вышло.

В итоге студия стала должна Род-Айленду более 28 миллионов долларов. Новый губернатор Линкольн Чейфи заявил, что сделка с 38 Studios «стала худшей в истории Род-Айленда». Кстати, изначальные планы были куда масштабнее — выяснилось, что студии вообще собирались выделить 75 миллионов. Впрочем, даже их не хватило бы, чтобы довести Project Copernicus до ума.
губернатор Линкольн Чейфи
С тех пор Шиллинг не раз признавал вину за провал 38 Studios. В 2016 году он написал:

«Компания обанкротилась, и, будучи её основателем и руководителем, я несу за это ответственность. Мне не удалось собрать достаточно средств для завершения проекта, и это его погубило».

Впрочем, частично он возлагал вину и на губернатора Линкольна Чейфи. Шиллинг считал, что его предубеждение к Project Copernicus сыграло роковую роль в истории студии.

«Мы никогда ничего не скрывали и всегда предоставляли необходимые документы по первому требованию. Уверен, что если бы мы хоть раз попытались обмануть, сей факт тут же преподнесли бы общественности в самом неприглядном свете, а на нас завели громкие дела. Но совершенно очевидно, что с первого же заседания Корпорации экономического развития губернатор Чейфи не желал ничего слышать о нас. Мы предоставили ему все необходимые сведения, но всё, что он знал о нас — это название компании».

Драматичный конец

Провал 38 Studios и Project Copernicus был предсказуем. Непомерные расходы и чрезмерные амбиции Шиллинга, безусловно, подтолкнули её к неминуемому концу.
Печальные лица сотрудников студии и самого Шиллинга в 2012 году
Так Project Copernicus стал предостережением начинающим разработчикам, а взлёт и падение 38 Studios — поучительной частью истории игровой индустрии.

Мечты Шиллинга, вложившего в проект около 50 миллионов долларов личных средств, так и не сбылись, а история закрытия 38 Studios стала одной из самых драматичных и печальных в игровой индустрии.
На этом всё, а отслеживать новые интересные кейсы можно на нашем телеграм-канале «Успешный провал» — присоединяйтесь!