Top.Mail.Ru
Бизнес-кейсы

Куда Стив Джобс дел 50 миллионов долларов?

IT/разработка Технологии/изобретения Киноиндустрия/Анимация

Сейчас без этой компании невозможно представить мир анимации. Но был момент, когда она едва не исчезла из-за финансовых проблем.
Стив Джобс, Трэвис Каланик и Джон Лассетер
Сфера бизнеса: #IT #Технологии #Анимация #Киноиндустрия
Предприниматель: Джордж Лукас
Возраст, когда начинал: #до35
Как начинал: #сам #скомандой
Страна и год: США, 1979
Стартовый капитал: $10 млн
Так себе начало

Сан-Франциско. 1979 год. Компания Джорджа Лукаса Lucasfilm Computer Division не приносит доходов, а ее проекты никак не могут получить ни одной награды. Будущее, где можно стать коммерчески успешной анимационной студией мира, — туманно.

Одно из подразделений студии, The Graphics Group, разрабатывало передовые технологии для киноиндустрии: компьютеры и ПО для в моделирования и анимации, а также создавало визуальные эффекты для фильмов. В 1986 году сотрудники подразделения изготовили компьютер Pixar Image Computer, который помогал не только киноиндустрии, но и медицине: с его помощью можно было диагностировать заболевания по рентгеновским снимкам.

Казалось бы — отличный шанс начать, наконец, получать хорошую прибыль!

Но деньги так и не спешили появляться – компьютер продавался плохо. Чтобы привлечь к нему интерес, студия выпустила свой первый короткометражный фильм Luxo Jr («Люксо младший»).

Картина понравилась аудитории и критикам: её даже номинировали на премию Оскар. Награду мультфильм не получил, но этот момент подтолкнул студию к дальнейшему развитию. Кстати, настольная лампа Люксо стала прототипом логотипа Pixar.
«Люксо младший»
Но даже этот успех не решил финансовые трудности компании.

«Зачем я сел за баранку этого пылесоса?»

Джордж Лукас испытывал финансовые трудности в своем департаменте разработок, что привело к сокращению финансирования (и даже личным проблемам). Компания тонула, как Титаник, и требовался герой, который бы смог её спасти.

В это же время из Apple уволили Стива Джобса. Он основал компанию NeXT, Inc, которая специализировалась на компьютерной графике, и отправился на отраслевую выставку, где и столкнулся с Лукасом, а после — купил его компанию. 3 февраля 1986 года в Калифорнии была зарегистрирована независимая студия Pixar.

«Если бы я знал в 1986 году, чего мне будет стоить сохранить Pixar, я сомневаюсь, что купил бы компанию» — заявил чуть позже Джобс.

Финансовые проблемы никуда не делись: они были связаны с большими затратами на компьютерные технологии для создания анимации. Джобс немного подумал и решил сменить стратегию работы: он призвал команду сместить акцент на использование технической графики в рекламных роликах и короткометражных фильмах. Это вполне могло начать приносить доход.
Стив Джобс во время работы в Pixar
Так компания стала платформой для демонстрации возможностей компьютеров NeXT с помощью анимационных роликов. Но первые результаты были плачевными и далеки от совершенства. Pixar с трудом покрывал свои операционные расходы, и Джобс инвестировал в компанию около 50 миллионов долларов, прежде чем та начала приносить деньги.

Поворотный момент

В 1990 году Pixar создала фильм «Оловянная игрушка», который в 1991 удостоили премии Оскар как лучший короткометражный фильм. Это был первый компьютерно-анимационный фильм, получивший такую престижную награду.
Кадр из мультфильма «Оловянная игрушка»
Это достижение привело к моменту, когда Стив Джобс, изначально ориентированный на технологический аспект деятельности компании, осознал творческий потенциал и предоставил больше свободы своей команде.

Параллельно Pixar разрабатывала RenderMan — революционную графическую программу, которая позволила создать цветные текстуры для трехмерных объектов на экране. Разработка была запатентована в 1987 году, а ее расширение продолжалось до 1990 года. Лицензионные отчисления за RenderMan стали приносить доход, поскольку крупные производители программного обеспечения, в том числе IBM, Intel Corporation и Sun Microsystems, включили программу в свои продукты.

Однако, несмотря на успехи, Pixar по-прежнему испытывал финансовые трудности: доходы достигли трёх миллионов долларов, но не покрывали расходов. В феврале 1991 года в компании начались увольнения, что еще больше усугубило ее проблемы.

И вот тут случился важный исторический момент: признание, полученное Pixar на премии Оскар, побудило компанию Disney рассмотреть возможность сотрудничества.

Они договорились о сотрудничестве в создании 30-минутного анимационного фильма, основанного на успехе «Оловянной игрушки». По условиям контракта Pixar должны были выпустить пять фильмов в течение десяти лет. При этом компания Disney оставляла себе 80% доходов от проката, а идеи Pixar должны были пройти тщательную цензуру на студии Walt Disney Studios. В свою очередь, Disney брали на себя расходы и ответственность за рекламные кампании, лицензирование фильмов, продажу персонажей и дистрибуцию.
Выпущенные после этого две части «Истории игрушек», «Приключения Флика», «Корпорация монстров» и «В поисках Немо» принесли студии 2,5 миллиарда долларов, сделав Pixar самой успешной анимационной студией за всё время существования кинематографа.

Вот и сказочке конец

От компании, которая почти закрылась из-за финансовых трудностей, до мирового анимационного гиганта — неплохо так, м?

В чём были ошибки? Неграмотно распределение ресурсов компании, проблемы с финансированием, сложности с разработкой ПО.

В чём было решение? Дать сотрудникам свободу творчества, сосредоточиться на конкретных разработках, а не на куче разных, ну и, конечно — вовремя заключить полезный контракт, который вытянул студию из череды неудач.

Итог: Pixar справились со своим тонущим Титаником — и двинулись дальше.

На сегодня всё, но скоро появятся и другие истории! Если хотите отслеживать выход статей, подписывайтесь на наш телеграм-канал «Успешный провал».