Сделали крутую приставку с выходом в интернет, рассчитывали на огромные продажи, а в итоге консоль лежит на полках коллекционеров – и никому больше не нужна. Что было не так?
Сфера бизнеса: #технологии #игроваяиндустрия
Предприниматель: Майкл Шпиндлер
Возраст, когда начинал: #53
Как начинал: #вкомпании
Страна и год: США, 1994
Стартовый капитал: неизвестен
Яблочные клоны
Пепин – это такой сорт яблок, и когда компания Apple задумала сделать игровую приставку, то и назвала ее так – Pippin (фанаты «Властелина колец» тоже порадовались бы). Однако история этой приставки стала одной из самых позорных страниц в истории компании – и пришлась она как раз на то время, когда Стива Джобса выгнали из Apple.
Apple уже была крупным производителем компьютеров, но оказалась не в силах бороться с натиском конкурентов и теряла свое влияние. В попытках найти новые источники дохода «эффективные менеджеры» провели немало экспериментов, транжиря сотни миллионов долларов, но спасти положение не удалось, корпорация лишь потеряла деньги. В отчаянной попытке остаться на плаву гендиректор компании Майкл Шпиндлер начал лицензирование операционной системы Apple, погнавшись за успехом Microsoft. Так и появились сотни клонов Mac, которые выпускались партнерами Apple.
Apple уже была крупным производителем компьютеров, но оказалась не в силах бороться с натиском конкурентов и теряла свое влияние. В попытках найти новые источники дохода «эффективные менеджеры» провели немало экспериментов, транжиря сотни миллионов долларов, но спасти положение не удалось, корпорация лишь потеряла деньги. В отчаянной попытке остаться на плаву гендиректор компании Майкл Шпиндлер начал лицензирование операционной системы Apple, погнавшись за успехом Microsoft. Так и появились сотни клонов Mac, которые выпускались партнерами Apple.
Майкл Шпиндлер
Приставка Pippin стала одним из первых продуктов, открывших ту самую «эпоху клонов». В Apple хотели создать платформу на базе существующих компьютеров компании, при этом разработчикам было неважно, каким будет Pippin, — они всего лишь хотели найти партнера.
На горизонте появилась японская компания Bandai, руководители которой хотели прибавить к статусу крупнейшего в мире производителя игрушек нечто большее. Наиболее разумным выходом казалось создание собственной игровой приставки, вот только опыта в выпуске консолей у японцев не было. Предложение Apple было более чем кстати.
На горизонте появилась японская компания Bandai, руководители которой хотели прибавить к статусу крупнейшего в мире производителя игрушек нечто большее. Наиболее разумным выходом казалось создание собственной игровой приставки, вот только опыта в выпуске консолей у японцев не было. Предложение Apple было более чем кстати.
«Я еще и вышивать могу, и на машинке тоже…»
Apple взяла на себя затраты на разработку устройства с сохранением прав на лицензирование, а Bandai — на производство и маркетинг.
Изначально планировалось выпускать простую игровую приставку, которая бы напрямую конкурировала с Sega и Nintendo, поэтому Pippin проектировали на устаревшем процессоре Motorola 68030. Но в ходе работы над системой концепция полностью изменилась, и в Apple по-быстрому превратили устройство в мультимедийную ТВ-приставку с выходом в интернет.
Изначально планировалось выпускать простую игровую приставку, которая бы напрямую конкурировала с Sega и Nintendo, поэтому Pippin проектировали на устаревшем процессоре Motorola 68030. Но в ходе работы над системой концепция полностью изменилась, и в Apple по-быстрому превратили устройство в мультимедийную ТВ-приставку с выходом в интернет.
Pippin Atmark
Pippin анонсировали в Японии в декабре 1994 года, спустя 10 дней после презентации первой PlayStation. Приставка позиционировалась не просто как очередная игровая консоль, а как полноценная машина, которая может выполнять много разных задач — от проигрывания CD до серфинга в сети.
Продажи начались в марте 1996 года. Bandai планировала реализовать 200 тысяч приставок за первый год и совершенно не парились по поводу цены: консоль стоила 64,8 тысяч иен (около 650 долларов). В это же время Nintendo 64 стоила 200 долларов, а свежая на тот момент PlayStation — 300 долларов. В Apple считали цену на Pippin вполне адекватной, ведь приставку можно было считать полноценной заменой персональному компьютеру, а не просто какой-то игрушкой.
Маркетинговая кампания вовсю рекламировала возможность консоли выходить в интернет, а покупателей одаривали кодом на полгода безлимитного доступа к сети. Представители Apple и Bandai были уверены, что приставку моментально раскупят, но дела пошли иначе.
Продажи начались в марте 1996 года. Bandai планировала реализовать 200 тысяч приставок за первый год и совершенно не парились по поводу цены: консоль стоила 64,8 тысяч иен (около 650 долларов). В это же время Nintendo 64 стоила 200 долларов, а свежая на тот момент PlayStation — 300 долларов. В Apple считали цену на Pippin вполне адекватной, ведь приставку можно было считать полноценной заменой персональному компьютеру, а не просто какой-то игрушкой.
Маркетинговая кампания вовсю рекламировала возможность консоли выходить в интернет, а покупателей одаривали кодом на полгода безлимитного доступа к сети. Представители Apple и Bandai были уверены, что приставку моментально раскупят, но дела пошли иначе.
Что такое этот ваш интернет?
Проблема была в том, что интернет еще не приобрел такую популярность, как в наше время. Те же, кто уже познавал сетевой дзен, не оценили Pippin как устройство для серфинга в сети. Идея интернет-приставки полностью провалилась.
Понимая провальное положение Pippin, компания приняла решение отказаться от розничных продаж приставки. Pippin стали позиционировать как девайс для бизнеса. Ее предлагали в качестве основы для создания интерактивных киосков, интернет-устройств для гостиничных номеров и недорогого компьютера для больниц. Но и эта попытка поднять Pippin с колен тоже не увенчалась успехом.
В мае 2006 года журнал PC World Magazine назвал Pippin одним из 25 худших технических продуктов за всё время.
Понимая провальное положение Pippin, компания приняла решение отказаться от розничных продаж приставки. Pippin стали позиционировать как девайс для бизнеса. Ее предлагали в качестве основы для создания интерактивных киосков, интернет-устройств для гостиничных номеров и недорогого компьютера для больниц. Но и эта попытка поднять Pippin с колен тоже не увенчалась успехом.
В мае 2006 года журнал PC World Magazine назвал Pippin одним из 25 худших технических продуктов за всё время.
Ретро – в утиль
Конечно, высокая цена была не единственной серьезной проблемой приставки. Pippin была неудачной консолью: устаревшее железо, отсутствие поддержки браузера Netscape 2.0, совершенно нечитабельный текст на телевизорах тех лет, да и серьезных игр для нее не выпускали. За время ее существования Bandai удалось продать всего 42 тысячи Pippin из планируемых 500 тысяч.
Приставка в игровом музее
Итого: финансовые проблемы, отсутствие понимания, что нужно аудитории (зачем ставить такое ретро-железо?), а также чрезмерная амбициозность на старте – без понимания, что же будет дальше.
Закончилась эта агония лишь с возвращением Джобса в 1997 году. Первым делом он прекратил предоставлять третьим лицам лицензию на производство клонов Mac, в числе которых был и Pippin. Bandai также прекратила выпускать приставку, но поддержку обеспечивала до конца 2002 года. Остальные приставки были либо уничтожены, либо утеряны, либо пылятся на полках у коллекционеров.
Закончилась эта агония лишь с возвращением Джобса в 1997 году. Первым делом он прекратил предоставлять третьим лицам лицензию на производство клонов Mac, в числе которых был и Pippin. Bandai также прекратила выпускать приставку, но поддержку обеспечивала до конца 2002 года. Остальные приставки были либо уничтожены, либо утеряны, либо пылятся на полках у коллекционеров.
На этом всё, а отслеживать новые интересные кейсы можно на нашем телеграм-канале «Ошибка выжившего» — присоединяйтесь!